О непрямых способах формирования сознания общества
Прошлые выходные провели у друзей в Луго в соседнем регионе – Галисии. Чудесная семейная пара с тремя детьми. Вечером рассматривали с младшими девчонками семейные альбомы, делились историями. В ночь рождения младшенькой – Марти – разразилась такая сильная гроза, что выключился свет по всему городу. Этот рассказ мне один в один напомнил сказку про Ронью, дочь разбойника. Начала им рассказывать и смотрю - глаза загорелись: "Хотим почитать". Но дальше оказалось, что хотя «Ронья» на испанский переведена, сейчас ее найти нереально. Во всей Испании доступны 4 экземпляра, стартовая цена 110 евро. 110 евро, Карл, за детскую книжку! И вот уже несколько дней я не могу эту новость «переварить»: значит всякой книжной многосерийной «жвачки» полно, а классику детской литературы – Астрид Линдгрен – не переиздают и не заказывают магазины?! Это как вообще? Родители, которые из лучших побуждений покупают и покупают эти бесконечные серии детективных историй для детей, которые клепаются как мультсериалы по книжке в день, не всегда понимают, что тот факт, что книга нравится ребенку, не значит, что книга хорошая. Чупа-чупс и чипсы тоже нравятся. Нравится, потому что увлекательный сюжет, нетрудный для понимания, напрягаться не надо. Получается, что вроде и ребенок читает, а пользы от этого никакой – ни уму, ни сердцу. Хорошо, если вреда тоже нет.
Это к вопросу о непрямых способах формирования общественного уровня и сознания: "Ничего запрещать не будем, просто втихую выведем литературу (музыку, фильмы, пьесы и т.д.) из доступа, и заменим их комиксами (фильмами марвел, тик-ток скрипачами, перформансами и т.д.). И вы даже никогда не узнаете, чего лишились, потому что не с чем будет сравнить"
P.S. и скорее всего сделано это без какого-либо умысла. Просто условия свободного рынка таковы, что между условным Ойстрахом и условной Линдси Стерлинг всегда выиграет Линдси Стерлинг, потому что она понятна более широкой целевой аудитории. А чем шире целевая аудитория, тем больше денег. Вот вам и естественный отбор в сторону более низкого качества, более простых шуток, сюжетов и т.д.