КОРСАР С РАЗДВОЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ
Приспичило мне сходить на "Корсара" в Мариинку. Именно на "Корсара" и именно сейчас. Оказалось, что ближайшие пару недель "Корсар" идет только в исполнении труппы "Приморской сцены Мариинского театра". Я их в деле никогда прежде не видела, но приезжают они часто. "Ну, - думаю, - ладно. Вот и повод будет познакомиться с творчеством". Балет не самый интеллектуальный, так что особых рисков я не видела: даже если качество танцевания будет невысокое, хоть музыку послушаю да на зажигательные танцы посмотрю. Беда пришла, откуда не ждали. Мне и в голову не пришло, что в филиалах одного и того же театра один и тот же балет может идти в совершенно разных редакциях.
При ближайшем рассмотрении программки оказалось, что либретто покромсано в клочки и оттуда выкинуты целые сюжетные линии. Корсара, конечно, любят перекраивать. Даже у основной Мариинки версия отличается от оригинального сюжета 1856 года, но какие-то моменты, вроде мятежа корсаров из-за девушек, цветка со снотворным от Ланкедема, переодевания в купцов/паломников и т.д. остаются неизменными. Али, который является неотъемлемой частью редакции, обычно идущей в Мариинке, тут отсутствует как персонаж в принципе. В итоге 3 действия из 6 картин ужаты до 2 действий. В лучших традициях Бережливого производства.
В оркестре тоже сплошная оптимизация: группы струнных, духовых и ударных представлены только частью от полного состава. Отчего, уже начиная с увертюры, грохот грома во время бури звучит скорее как жалкое поперхивание.
Дальше - от хореографии Петипа остались только фрагменты (и это я не иронизирую, это я цитирую программку). В основном хореография поставлена Эльдаром Алиевым (по чудесному совпадению также являющимся художественным руководителем балетной труппы Приморской сцены). Его хореография очень хорошо видна, особенно по соседству с фрагментами Петипа, Перро и Чабукиани. Буквально с первых минут, когда с утлого суденышка корсаров вдруг на сцену выбегает около трех десятков здоровых парней, становится понятна одна из задач, которую г-н Алиев ставил перед собой - занять в спектакле как можно больше танцовщиков из кордебалета.
Танцевали в целом-то даже и неплохо. Очень старались махать ногами и успевать в такт. Но ни о какой передаче характера героя речи, конечно, не шло - тут бы успеть отскакать все положенные пируэты. Правда, я все по привычке жду от балета не только акробатики на сцене, но и актерского мастерства, способности движением рассказать историю и передать тончайшие оттенки чувств. И не надо мне говорить, что я мечтаю о несбыточном, и балет в целом - большая условность. Я еще помню спектакли, где Фарух Рузиматов, например, в трио Конрад-Медора-Али парой взглядов и жестов превращал своего героя из крайне второстепенного в одного из участников любовного треугольника, наполнял его жизнью и успевал намекнуть на целую личную историю - там виделись и трагедия безответной любви, и верность долгу, и будущие одинокие скитания и наверняка счастливый финал. И все это, не выходя за границы хореографии и хронометража, просто едва уловимыми жестами, взглядами. Он умудрялся передавать характер и рассказывать историю своего героя, даже когда просто стоял с краю сцены - до такой степени эта "статичная" поза была исполнена силы, движения и содержания. Вот такой балет я хочу смотреть, вот по такому балету я тоскую.
Тем ярче на общем фоне сверкала Рената Шакирова (исполняя Медору). Вот тут были и класс, и техника, и актерская игра.
Самое эпичное для меня началось в конце, куда в этой редакции переместились вариации в Гроте. Вдруг Конрад выходит в костюме Али. Т.е. вот в этих шароварчиках, коротеньком топике и с пером ̶в̶ ж̶о̶п̶е̶ во лбу. И дальше он начинает танцевать вариацию отсутствующего Али (раба). Нет, вы себе можете такое представить? То есть половину балета он был этакий брутальный герой, а затем вдруг превратился в раба женской красоты. Выглядит точно как раздвоение личности. Потому что вдруг главный герой начинает использовать жесты и движения совсем другого персонажа. А потом снова резко превращается обратно в Конрада, бесстрашного корсара. Не, я все понимаю, вариация Али - один из "золотых номеров" спектакля, как же ее выкинешь! Но надо либо вообще ничего не понимать в психологии персонажей, либо держать зрителей за полных идиотов, чтобы так топорно совместить две разные партии.
Больше всего восторгов публики, помимо стандартного набора из прыжков и фуэте, вызвала пантомима на грани с пошлостью, когда Гюльнара раскручивает Сеид-Пашу на дорогие подарки - тоже, видимо, творчество г-на Алиева. Вот тут народ принялся и смеяться и одобрительно хлопать.
В общем, сидела я весь спектакль и офигевала. Как говорил гл. герой "Над пропастью во ржи": "Если не хотите, чтоб вас стошнило прямо на соседей, не ходите на этот фильм".
Из плюсов:
- недолго
- очень красивые, яркие декорации
- шикарный видеоряд в начале. Правда, на вторую и третью заставку денег уже не хватило. Там графика на уровне девятого класса школы, когда CorelDraw изучают.
Прикреплю хорошее исполнение увертюры, где слышен и гром, и молния. И хоть и из-за кулис, но шикарную вариацию Али в исполнении блистательного Даниила Симкина.